Наука и технологии

Антибиотик увеличивает нейропластичность мозга

Исследователи обнаружили молекулярный механизм, увеличивающий нейропластичность мозга. Материалы работы были опубликованы в журнале PNAS.

Подобно любой ткани человеческого организма, мозг способен изменять свою структуру в ответ на внешнее воздействие. Таким фактором для мозга является получение нового опыта или навыков. Например, когда человек осваивает вождение автомобиля или учит иностранный язык, нейроны мозга изменяют структуру контактов друг с другом, образуя новые нервные сети. Способность к такой перестройке и называют нейропластичностью.

Нейропластичность – фундаментальное свойство мозга, определяющее процесс запоминания и обучения. При многих заболеваниях нервной системы, включая такие психические расстройства, как шизофрения или депрессия, наблюдается нарушение нейропластичности.

Авторы исследования решили проверить, может ли воздействие на особый рецептор нейронов – NMDAR – увеличить нейропластичность. Для этого ученые использовали препарат циклосерин. Это вещество представляет собой антибиотик, применяемый для лечения туберкулеза. Недавно было замечено, что циклосерин способен влиять на функции мозга. Более подробное изучение показало, что циклосерин способен связываться с молекулами на поверхности нервных клеток – рецепторами NMDAR – и регулировать их активность. Препарат стали испытывать в качестве возможного средства для лечения шизофрении, болезни Альцгеймера и разных видов зависимости. Авторы описываемого эксперимента решили проверить, может ли циклосерин увеличить нейропластичность.

Для этого они провели испытания на двух группах добровольцев, одной из которых давали циклосерин, а другой – плацебо. Затем испытуемым предлагали пройти различные сложные психологические тесты. Оказалось, что циклосерин не улучшал рабочую память (способность удерживать в уме несколько цифр, букв или каких-либо других образов для решения поставленной задачи). Зато он повышал способность к выполнению тестов, при которых происходило обучение. Активность мозга испытуемых оценивали с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). На основании изменения его активности также были сделаны выводы о том, что циклосерин увеличивает нейропластичность.

Авторы исследования планируют проверить воздействие препарата на пожилых людей и пациентов с психическими заболеваниями.

Источник: